Власов, А.
Истоки драмы Акатки
// Советское Причулымье, 1992, 28 июля, С. 3.

"Я подчёркиваю, только хороших и крепких крестьян разорили, настоящих хлеборобов, так как неумельцев, нетрудолюбивых деревенских жителей разного лёгкого сословия не разоряли и не уничтожали, они сами были прилежными активистами по разорению и уничтожению крепкого крестьянского пласта, за счёт их старались ублажить своё благополучие и душу"

(С. Д. Гуляев)

О новой книге С. Д. Гуляева

В селе Павловка доводилось бывать не раз. Писал о работе тружеников совхоза, о делах коллектива. Всё было здесь, как и обычно бывает на селе – дома, улицы, фермы, мастерские. Запомнился, конечно, здешний молочный комплекс для содержания коров. Главным образом тем, как не надо строить для этих целей. Ну, ещё магазины, довольно неплохие по тем временам. И, конечно, и в мыслях не было допустить, что именно здесь, на этих улицах, разыгралась когда-то жестокая драма для людей с достатком, умеющих трудиться и хозяйствовать рачительно, знающих толк во всём, что касалось сельского производства.

Собственно, об этом периоде в истории нашего государства написано много. Правда, с других позиций. Становлению-де колхозов мешали кулаки, зажиточные крестьяне. Они-то и оказались, мол, местными вредителями нового и прогрессивного века, и поэтому новой власти не оставалось ничего как беспощадно с ними бороться. На деле, как теперь известно, это было по-другому. И было не только где-то там далеко, а, оказывается у нас рядом.

Книга Селивёрста Демьяновича Гуляева "Горше полыни" ещё раз свидетельствует об этом со всей очевидностью. С болью и состраданием к этим ни в чём не повинным людям. Читаешь страницы этой книги и понимаешь, что так написать мог только человек, очень близко принявший на себя эту боль, пропустивший её через своё сердце и душу. Не мог этот человек остаться безучастным к тому, что случилось здесь в те далёкие годы, и почёл своим внутренним долгом однажды обязательно рассказать об этом. Рассказать правду.

Результатом всего этого и явилась эта книга – "Горше полыни". Она – продолжение первой книги этого автора, которая называлась "Трудная судьба Акатки" (так раньше звалась нынешняя деревня Павловка). Только события те здесь показаны, на мой взгляд, шире, полнее и глубже. Автор развернул на страницах целое полотно деревенской жизни не одного поколения, убедительно показал, какой мирной и размеренной жизнью жили люди, как спорились у них дела, как надеялись они на лучшее (глава о мельнице). В центре повествования – род богатырей Шаровых, трудолюбивых крестьян-староверов, подвергшихся гонениям.

Через речи персонажей, их характеры, детали быта автор выразил суть этих людей – их любовь к своему труду, родным местам, почитание старших в семье, главных нравственных норм. Но не ценилось всё это в новой жизни. Достаточно было заклеймить тебя кулаком, чтобы делать с тобой всё, что угодно, всячески преследовать и истязать.

Во всём этом истоки той драмы, которая по трагичности вряд ли сравнима с чем-либо подобным в прошлом. Единственной виной этих людей стала их же добросовествность, нежелание переступить через нравственные нормы, умение трудиться, а значит жить зажиточно. Места им в этой новой жизни не оказалось, и они были обречены. Это они должны были прятаться по окрестным лесам и болотам, испытывать голод и холод. Причём, губить их активно помогали свои же деревенские.

О том, что им пришлось испытать, какую несправедливость вынести, какие муки претерпеть, и рассказано в книге. Особенно сильно написаны главы "Пешком в ад" и "Могильный стон".

В них автор поднимается до глубоких обобщений трагедии, призывает всех нас к тому, чтобы мы не забывали этого, чтобы знали и помнили тех, кто безвинно пострадал и сгинул. Страшно подумать, но от преследований этим людям не было спасения нигде – ни на далёком руднике, ни в глубокой тайге, ни в каком другом месте. От преследований не спасал также и самый добросовестный труд. Косвенной причиной гибели многих стало и то, что их неотвратимо тянуло к родным местам. Селились рядом или в родной деревне, но пожить им не дали. До сих пор неизвестно, где и каким образом закончили некоторые из них свою жизнь. И об этом тоже призывает помнить нас автор.

Говорят, что человек окончательно умирает только тогда, когда на земле не остается никого, кто бы помнил и знал его. В этом смысле книга эта – лучший памятник всем землякам автора, несправедливо погибшим, всем замученным и убиенным акатинцам, всем, кого раскидало лихолетье и могилы кого неизвестны. Рассказывая о своих земляках, С. Д. Гуляев, думается, принял единственно правильное решение, называя главы по имени-отчеству и фамилии того, о ком он пишет. Получилась настоящая летопись родной деревни – труд для автора во многом итоговый.

Вместе с "Трудной судьбой Акатки" эта книга представляет дилогию о людях этой деревни. К слову сказать, в Причулымье таких деревень немало. "Подобная судьба, – пишет Селивестр Демьянович в послесловии, – постигла самые старейшие сёла Аргинского Причулымья: Алтат, Щербаково, Климово, Ельник". Они тоже ждут своих исследователей и бытописателей. Неплохо бы, наверное, было, чтобы этой книгой и судьбой коренных акатинцев заинтересовались школьники Павловки и организовали по возможности нечто вроде музея (с фотографиями, биографиями и т. п.).

Прочитав эту книгу, можно с уверенностью сказать, что долг свой перед земляками Селивестр Демьянович Гуляев выполнил сполна.


Прим.: орфография автора сохранена.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website